Управление знанием на предприятиях
Концепция управление знаниями (Knowledge Management) изначально рассматривалось как явление, имеющий отношение лишь к отраслям и производствам, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок, однако практическое применение такого подхода инновационных процессов стало непременным условием развития всех сфер деятельности.
Таким образом, управление знаниями — область менеджмента, сфокусированная на процессах и людях, вовлеченных в создание, распространение и оценку знаний, необходимых для реализации бизнес-стратегий.
Drucker (1999) определял знание, как ключевой ресурс мировой экономики. Традиционные составляющие производства — земля, труд и капитал становятся ограничивающими факторами, нежели движущей силой. Знания становятся основной составляющей производственного процесса утверждал он.
Термин «управление знаниями» был введен Карлом Вигом, американским ученым и консультантом по управлению, и впервые использован в 1986 г. в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН.
Основными знаниями применительно к организациям являются практика извлечение уроков знания, которые обеспечивают их конкурентоспособность; применительно к сотруднику – знания, которые повышают эффективность управленческих, коммуникативных, производственных операций и способствуют развитию карьеры в данной организации утверждал. Стоит отметить, что интеллектуальный капитал (Intellectual Capital) – это вид нематериальных активов, который включает три подкатегории: человеческий капитал, структурный капитал, капитал заказчика. Может включать знания сотрудников, информацию о производственных процессах, экспертов, продукты производства, заказчиков, конкурентов, интеллектуальную собственность в виде патентов и лицензий.
В проведенном исследовании управления знаниями на предприятиях в Казахстане, полученные результаты свидетельствуют о практичности и работоспособности предложенного подхода. Однако они также указывают на необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на изучение проблемных аспектов, которые проявились в ходе работы. В частности, полученные данные свидетельствуют о положении учета знаний на предприятиях, которые, в общем и отличаются от предложенных и существующих современных решений. Было обнаружено, что респонденты воспринимают управление знаниями как процесс управления существующими данными, функциональными документами, отчетами и другими материалами, относящимися к информационному или структурированному типу знаний.
Между тем, имплицитные или неструктурированные знания, которые являются неотъемлемой частью общего знания, не учитывались. Это демонстрирует, что на предприятиях могут возникать не только вопросы приращения знаний для создания устойчивых конкурентных преимуществ, но и проблемы управления этими знаниями. Решение вышеуказанных разрывов и исследуемые проблемы обсуждаются в исследовательской работе:
Zharkinbaeva, N.B., Wolfs, B. (2024). Development of Knowledge Management in Enterprises to Achieve Sustainable Competitive Advantages. Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. ISSN 1991-3494. Volume 6. Number 412 (2024), 351–369. https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.874
https://www.researchgate.net/publication/387446014